Независимая оценка
качества образования:
сущность, критерии,
подходы
Для
полноценной и эффективной работы образовательного учреждения необходима система
независимой оценки качества образования, которая даст возможность проследить
динамику развития каждого ребёнка; оценить успешность усвоения обучающимися
федеральных государственных образовательных стандартов, определить перспективы,
направления работы педагогического коллектива образовательного учреждения по
повышению качества образования обучающихся.
Независимая оценка
качества образования – процесс, в результате которого
определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов,
условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных
документах системе требований к качеству образования.
Независимая
оценка качества образования – это процедура внешней оценки, с помощью которой
можно производить оценку образовательных программ, образовательных организаций
и образовательных достижений школьников и их динамику, обеспечивающую
качественное образование.
Требования
к качеству образования отражены в следующих документах:
· Указ
Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597
«О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к»
пункта 1)
· Федеральный
закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ
«О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в
сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»
· Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации»
· Приказ
Минобрнауки России от 05 декабря 2014 г. № 1547
«Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность»
· Приказ
Министерства Финансов РФ от 22 июля 2015 г. № 116н
"О
составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания
услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими
организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о
государственных и муниципальных учреждениях в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и порядке ее
размещения"
Новое в нормативном
правовом регулировании
· Перечень
Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами
Правительства от 28 января 2017 г. № Пр-161
принять
меры в отношении образовательных организаций, имеющих наихудшие показатели в
региональных рейтингах (пункт 4 "в");
разработать
и утвердить систему поощрения руководителей образовательных организаций,
деятельность которых высоко оценивается населением, занимающих высшие места в
региональных рейтингах (пункт 4 "в");
· Постановление
Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 15 февраля 2017
г. № 31-СФ
разработать
и утвердить систему поощрения руководителей образовательных организаций,
деятельность которых высоко оценивается населением, занимающих высшие места в
региональных рейтингах (подпункт 9 пункта 5);
разработать
и утвердить планы мероприятий, направленных на улучшение работы образовательных
организаций, занимающих низкие места в региональных рейтингах, обеспечить
контроль за их реализацией и организовать информирование населения об итогах их
выполнения (подпункт 7 пункта 5).
Независимая система
оценки качества работы ГОУ школы формируется в целях:
-повышения
качества и доступности образовательных услуг, конкурентоспособности школы;
-обеспечение
полной, актуальной, достоверной информации потребителей о качестве работы;
-оказание
содействия населению в выборе школы;
-формирование
результатов оценки качества работы школы, и рейтингов их деятельности;
-стимулирования
повышения качества работы школы.
Современные ученые
под ключевыми параметрами систем оценивания качества образования выделяют
следующие виды:
1. Оценивание в
классе для получения информации в помощь совершенствованию преподавания.
2. Экзамены для
наблюдения динамики прохождения, обучающегося через образовательную систему.
3. Исследования
для мониторинга для предоставления информации об общих уровнях результативности.
Формы независимой оценки
качества образования разнообразны: публичные отчёты, открытая деятельность,
представленная на школьном сайте, рейтинг и мониторинг учебных достижений,
обучающихся по предметам, результаты ГИА выпускников, мониторинг уровня
социализации и воспитанности обучающихся, оценка динамики ГОУ.
Результаты независимой
оценки качества образования представлены на сайте МО и науки bus.gov.ru
Вся образовательная
деятельность представляется на вышеуказанных сайтах и оценивается в баллах.
На этапе введения ФГОС и
проведения реформ в системе образования качество рассматривается как главная
характеристика образования, которая отражает его фактическое состояние и
перспективы развития. Оценка качества выступает как система «обратной связи» и
помогает оперативно управлять ею.
Проблема оценки качества
образования обсуждается и меняется в связи с изменениями требований общества и
личности к образованию. Сформировался методический подход к оценке качества,
который воплотил в себя социальный заказ, достижения педагогической науки.
Независимая оценка качества
образования выражает характеристику состояния образования, основанную на оценку
достижений обучающихся и способность удовлетворять потребности личности и
общества. Главным показателем качества выступают достижения и успехи
обучающихся за конкретный промежуток времени.
Способ оценки качества
предусматривает вариативное управление качеством образовательного процесса,
например:
· применение
разноуровневой системы критериев для сравнения фактических результатов с
нормативными требованиями,
· оценка
результатов образовательного процесса и их возможные причины,
· представление
результатов оценки в итоговых документах.
Важнейшими принципами контроля
обученности являются:
· объективность
· систематичность
· наглядность
Они и являются главными
компонентами образовательного процесса.
Инструментом оценки
качества образования в школе является мониторинг внутренний и внешний.
Каждый субъект
образовательного процесса (учитель, обучающиеся, родители, администрация и
другие) заинтересован в обеспечении качества образования.
При оценке качества образования
необходимо выделить следующие положения:
1. Оценка
качества не должна сводиться только к тестированию знаний обучающихся, хотя и
остается одним из самых распространенных показателей.
2. Оценка
качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательную
организацию во всех направлениях его деятельности.
Независимой оценки качества
образования можно достигнуть, используя следующие элементы:
- установление стандарта
- использование индикаторов
(измеряемых величин)
- установление критерия
- сбор данных и оценка
результатов
- принятие соответствующих
мер, оценивание результатов в соответствии со стандартом.
На современном этапе
ведущее место занимает описание критериев оценки качества, которые обеспечивают
сравнение фактических результатов обучения с нормативными требованиями, которые
по любому предмету осуществляются на основе стандарта и программ.
Независимая оценка качества
образования предусматривает создание ряда комплектов контрольно-измерительных
материалов, программ статистической обработки материалов, компьютерную базу
данных специальную подготовку учителей-предметников. Организацию мониторинга по
всем курсам.
Такая независимая оценка
качества образования возможна в открытом и демократичном обществе, каковым и
является РФ, где все граждане заинтересованы в получении объективных данных.
При таком подходе российская система оценки качества будет способствовать
подъему отечественного образования.
Подробнее смотрите в видеоролике: https://youtu.be/LGWBPFceZIw